Всё так. Посмотрели "Солнцестояние". Это что-то, я вам скажу. Фильм ошеломляющий и потому, важно его посмотреть. Всем, кроме детей.
Впечатления от фильма соединились со сводками о праздновании Масленицы со всех уголков нашей Родины, которые с прискорбием я наблюдала целую неделю.
Я вообще, извиняюсь перед теми кто читает, потому что фильм и Масленица слились в одно, и может надо было отдельно выразить две мысли, но для меня это все звенья одной цепи.
Немного истории для тех кто не в теме:
Культмассовое движение 20 века породило сценические виды народного искусства далекие от настоящего жанра, бытовавшего в крестьянской среде, тоже касается и декоративно-прикладного творчества. В СУЗах и ВУЗах страны штампуются специалисты на отделениях "народная хореография" и "народный хор" или "сольное народное пение", (плоды их творчества и их самих в 90х назовут «клюква») Все всех устраивало, деревенская культура, оставалась в деревне, а «русское народное» на сцене, пусть и «клюква», но искусство.
В 80х у отдельной группы людей случается прозрение, они понимают, что случилась подмена. Формируется альтернативное фольклорное движение, где люди внутри делятся на два типа: миссионеры и те, кому все равно (назовем их "тусовщиками" просто, чтоб после стало понятно) Тусощики- не в какие войны играть не хотели и не хотят, им просто нравится эстетика, настоящее-музыка, хореография, кухня и т.д. У этих людей всегда свои хорошие базовые профессии, с фольклором не связанные. Миссионеры же вели усиленную борьбу с мракобесием, которое творится на сцене под кодовым названием "русский народный", создавая альтернативные специальности, встраиваясь в системы в культуре, выходя на площади, водя хороводы и проч. Миссионеры, всегда стремились получить нужное образование, потому что это для общего дела. Иногда выгорали и становились просто тусовщиками, ну и наоборот тусощики получали профессию и становились миссионерами.
Так мы и дожили до наших дней. Настоящим фольклористам (не клюкве) помог рынок. Новой России с развитием локальных территорий стало нужно "новое народное". Тогда первые, те которые «клюква» вынуждены были стремительно переодеваться и тоже называться фольклористами. И теперь сложно отличить одних от других, потому что бывает такая клюква, которая гораздо лучше, чем тусощики, которых миссионеры потащили на площади хороводами просвещать Россию. Тусовщики выглядят обычно очень свободно, многие из них бывшие участники субкультур, в их среде модно джипси и деревенское хипарство. Поют тоже свободно. И зрелище это -так себе. Но тусовщики считают, что всяко они лучше клюквы, потому что познали истину (настоящий фольклор) Клюква переодетая в фольклористов это плохо, потому что лучше уж сразу было бы видно, что это советского времени явление, а тут как разобрать? Миссионеры-снобы не любят тех и других. Зритель дезориентирован вообще.
Миссионеры дослужились до кабинетов, им некогда, в народ спускаться не статусно, да и времени нет: диссертации , отчеты, гастроли, бизнес в сфере НХТ, не до Маслениц, да и деньги не те.
От того на площадках в роли аниматоров работают все кто может и хочет, за небольшие деньги: клюква и тусовщики вместе, хоры ветеранов и самодеятельность разного разлива. Агентства-победители в тендерах на проведение Маслениц на Красной и прочих площадях, приучились привозить самодеятельные коллективы из регионов за бесплатно, чтоб те «показались в Москве». Когда льет дождь и грязь всюду, как в этом году, зрелище это очень убогое, подолы сарафанов волочатся, от бедности верхний одежды традиционной нет, платков нет, обуви нет, уникального музыкального материала нет, людской трафик постоянный, уже не до радости аниматорам. Сложный праздник, короче.
Площадки помоднее типа Парка Горького , просто делают чьи-нибудь концерты, со сценой
Зритель дезориентирован, и опирается исключительно на свой вкус. Со вкусом старшего поколения все ясно.
С молодыми непонятно, за них и их сердца мечтают побороться все. Но тут выясняется, что большая часть потенциальной аудитории уже занята. Но кем, спросите вы, если клюква устарела, тусовщики -непонятные, миссионерам некогда.
Набираем в Яндексе поисковый запрос: "славянская культура", "этнофестиваль", "обряд" или "русская рубашка купить" и что в топе? В топе многочисленные неоязыческие секты: родноверы, анастасийцы, кедры, заповедники народного быта, хороводы России и все в этом духе. Открываем любой паблик: а там в участниках, молодые, платёжеспособные девушки и парни, не нашедшие себя в городах, уезжающие за верой предков в общины, празднующие Иван Купалу, скупающие обереги и шьющие фантазийную одежду, топящие за «родовые» поместья (они не случайно в законопроекте «родовые», сектанты уже и у власти и массово в среде футбольных фанатов и разных национал-патриотов. Теперь вспомним, что зритель дезориентирован. На деле в сектах кроме выкачивания денег , избиение женщин( у Шевцова), веганство крайней степени , а позже смерти от «питания солнечной энергией» и это только то, что известно , просто мимо проходя.
Теперь вернемся к фильму. Фильм очень красивый, костюмы роскошные, такой залитый солнцем ад, как пишут в интернете. В нем, о шведской неоязыческой секте. Посмотрев, увиделся мне ПОЧТИ подлинный шведский фольклор во всех жанрах: и инструментал, и пение, и костюм и танец. Все очень красиво и со вкусом, а я ведь не спец по Швеции, я могу тока ориентироваться на свой вкус, понимаете? Я как наш зритель, который не видит разницы. В фильме, в секте, все по законам ее: психотропные всем дают как по часам, красота ритуала, физические изнурения, дыхательные практики, секс. Многое у наших неоязов есть уже сейчас. А вот того что есть еще в этом фильме, нет пока. Смотрю я и думаю, это хорошо, что наши неоязы «русские» и очень поверхностные, а не такие глубокие как у них. Многим нашим просто нравится «природа,много молодежи, все любят тебя», а по большей части они даже атеисты, чем какие-то там «веры». А вот то что в их среде пророс и видоизменился фольклор, это нам всем фольклористам звонок. И наше легкое отношение к этому явлению отольется нам очень скоро думаю. Нас как профессионалов, прежде всего должно волновать не их вероучение, это в конце концов дело каждого, изменение правды о славянском, о русском и подлинном , вот в чем вопрос.
Фольклористам профессионалам советую посмотреть «Солнцестояние», чтоб узнать знакомые формы работы с аудиторией, жанры и то как их можно извратить и что «смиренное молчание» нам не на руку. Будет обидно, если мы проспим и по неоязам, так же как когда-то по клюкве будут судить о русском.
Неоязычникам-новичкам советую просто посмотреть
Тем кто далек от темы советую посмотреть, может вам захочется разбираться в своей многослойной культуре, глубже, чем сейчас, чтоб в тот момент, когда вас пытаются напоить грибным отваром, вы поняли , что что-то не то. Это такая же безопасность.